?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Игорь Скляр


Скляр Игорь Борисович

Заслуженный артист России

 Родился 18 декабря 1957 года в Курске. Отец – Скляр Борис Михайлович, инженер-строитель (1929 - 2003). Мать – Скляр Галина Михайловна, инженер-технолог (1936 - 1997). Супруга – Акимова Наталья Валентиновна (1957г. рожд.), выпускница ЛГИТМИКа, актриса Малого Драматического Театра – Театра Европы в Санкт-Петербурге под руководством Льва Додина. Сын – Скляр Василий Игоревич (1991 г. родж.).

Игорь Скляр начал петь еще в яслях, в детском саду и школьном хоре был запевалой. К 8-му классу физико-математической школы №6 г. Курска стал лидером музыкального ансамбля. Игорь играл на гитаре, был солистом, и ансамбль получал множество призов и грамот. Также Скляр занимался спортом – играл в настольный теннис, хоккей, футбол, увлекался легкой атлетикой, туристическим многоборьем, боксом.

Когда Игорю исполнилось 14 лет, он впервые поехал в Москву на зимние каникулы. Жил в гостинице «Турист» на ВДНХ, очень любил вместе с другом Андреем кататься в метро и плавать в бассейне «Москва». В один из дней ездившего поздно вечером по кольцевой линии метро Игоря Скляра приметила ассистент режиссера с киностудии имени Горького. Так он получил приглашение на просмотр для участия в съемках фильма «Юнга Северного флота».

Игорь приехал на киностудию и увидел, что там собралось очень много детей. Скляр не любил читать стихи, и с трудом вспомнил стихотворение, выученное в школе, а затем по просьбе режиссера еще и спел, и тут ему помог приобретенный в музыкальном ансамбле сценический опыт. Игорь понравился режиссеру, и его пригласили на пробы. Так он попал в мир кино, сыграв одну из главных ролей – Николая Масленка – в фильме «Юнга Северного флота» (1973, режиссер В.Роговой) и стал самым знаменитым мальчиком в городе.

После этого события И.Скляр определил для себя будущую профессию. После окончания школы он поехал в Москву поступать в театральные училища, но по иронии судьбы никуда не попал. Тогда ближайшим поездом Игорь уехал в Ленинград, где поступил в Ленинградский Государственный Институт Театра, Музыки и Кинематографии (ЛГИТМиК), на впоследствии ставший знаменитым курс А. Кацмана и Л.Додина.

Будучи второкурсником, на Всесоюзном конкурсе чтецов имени Яхонтова Игорь Скляр прекрасно прочитал рассказ И. Бабеля «Письмо» и занял второе место. Это стало своеобразным достижением, так как студенты – второкурсники призовых мест обычно не получали. Тогда Игорю вручили фарфоровую медаль с надписью: «Освобождая слова из плена», и она стала этапной наградой и событием в жизни.

Во время учебы в ЛГИТМиКе Скляр много работал над ролями по произведениям русской, советской и зарубежной классики. В 1977 году  Игорь сыграл в спектакле, который прогремел на весь мир - «Братья и сестры» по Федору Абрамову. Скляр сам создал одну из своих любимых ролей в театре – деревенского юродивого Юры. Изначально в романе Абрамова не было такого персонажа – он появился благодаря Игорю Скляру. С тех пор, в течение многих лет, к его герою приковано внимание зрителей.

К концу учебы в зачетной книжке Игоря Скляра по гриму и сценическому фехтованию стояло «пять с плюсом». В 1979 году И.Скляр окончил актерское отделение факультета драматического искусства ЛГИТМиКа и был распределен в Томск, где работал до 1980 года.

В Томск уехала половина курса, на котором учился И.Скляр, а так же его будущая супруга - Наталья Акимова. Молодые артисты должны были организовывать театр. Им выделили целый дом, где они жили, а репетиции спектакля «Синие кони на красной траве» М.Шатрова проходили в старом здании театра. В Томске Игорь Скляр прожил чуть более полугода, а затем его пригласили в Одессу на кинопробы.

В 1980 году на экраны вышел музыкальный фильм с его участием, который назывался «Только в мюзик-холле», а в 1981 году – картина «Берегите женщин». Еще во время съемок этого фильма Игорь Скляр познакомился на «Мосфильме» с Эмилем Лотяну, который увидел в нем персонажа своей новой картины «Анна Павлова».

Но в том же году Скляра призвали в армию. Сначала он служил в артиллерийской разведке под Нижним Новгородом, а затем был переведен в знаменитый кавалерийский полк при «Мосфильме», который принимал участие в съемках многих картин. В полку служило много молодежи, которая хорошо ездила верхом, среди служащих были циркачи, актеры. Игорь занимался конным спортом, получил третий разряд по конкуру, а на одних стрельбах стал чемпионом полка.

Во время одного из приездов на «Мосфильм», Игорь Скляр случайно познакомился с Кареном Шахназаровым, который собирался снимать первую полнометражную самостоятельную картину, посвященную джазу. Шахназаров дал ему прочесть сценарий, и буквально на следующий день, после проб, актер был утвержден.

Роль музыканта Кости Иванова в картине «Мы из джаза» (1983) сразу сделала Игоря Скляра знаменитым. Актер продемонстрировал не только невероятное актерское обаяние, но и редкое для драматического исполнителя умение профессионально петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.

В 1983 году, после окончания службы, Игорь Скляр стал артистом Ленинградского Малого драматического театра, позже ставшего всемирно известным. В 90-е годы состоялось знакомство Скляра с замечательным актером Большого Драматического Театра Евгением Лебедевым, которого пригласили на несколько ролей в спектакли Малого театра. И. Скляр был влюблен в талант Лебедева и счастлив тем, что им довелось играть вместе. Профессиональное общение взаимно обогатило двух артистов и переросло в теплую дружбу.

         В театре Скляр играл разные, психологически нагруженные роли: Федьку-каторжного в «Бесах» (1991) по Ф.Достоевскому, Джека и Саймона в «Повелителе мух» (1986) по У.Голдингу - трудном, сложном и талантливом спектакле, убийцу Роберто Зукко в одноименной постановке по Б.-М. Кольтесу (1994). Принимал участие в спектаклях «Дом» по Ф.Абрамову, «Возвращенные страницы» по М. А. Булгакову, Н. С. Гумилёву, Б. Л. Пастернаку и др. (1988), «Отсветы» (1995).

Актер широчайшего диапазона, в кино он мог сыграть и фашиста в «Дважды рожденном» (1983, режиссер А.Сиренко), и лирическую роль шофера Сергея в «Песочных часах» (1984, режиссер С.Вронский). Прославившись как эстрадный певец шлягером «Комарово», Игорь Скляр иронически отыграл эту ситуацию в роли эстрадной звезды из картины «Начни сначала» (1986, режиссер А.Стефанович). Но в целом его экранный облик светлый, романтический и положительный, так как Игорь Скляр обладает фантастическим обаянием.

В начале 1990-х годов его экранный имидж изменился. В «Имитаторе» (1990, режиссер О.Фиалко) Игорь зло и сатирично сыграл Игоря Луценко, построившего свою карьеру на имитации чужих голосов. В «Годе собаки» (1994, режиссер С.Аранович), актер талантливо сыграл бывшего зэка Сергея Кожина - надломленного, внешне грубого, но внутренне доброго и беззащитного человека. За эту картину И.Скляр получил приз «За лучшее исполнение мужской роли» на Международном кинофестивале «Кинотавр» (1994).

В комедии «Дети понедельника» (1997, режиссер А.Сурикова) актер играет бизнесмена Митю. С большим творческим азартом он погрузился в психологию революционера, комиссара Яковлева из фильма «Романовы. Венценосная семья» (2000, режиссер Г.Панфилов). «В круге первом» (2005, номинация на Международном фестивале Монте-Карло за мужскую роль второго плана), великолепно сыграл Герасимовича. В картине В. Хотиненко «Гибель империи» (2004) Игорь Скляр создал удивительно точный образ одного из тех, кто творит красный террор, а в «Московской саге» (2004) – Михаила Фрунзе, сумев многое передать вне текста.

В творческой биографии Игоря Скляра фильмы разноплановые: «Горожане» (1976), «Анна Павлова» (1983), «Марица» (1985), «Подвиг Одессы» (1985), «Батальоны просят огня» (1985), «Начни сначала» (1986), «Потерпевшие претензий не имеют» (1986), «Путешествие мсье Перришона» (1987), «Француз» (1988), «Узник замка Иф» (1989), «Тартюф» (1992), «Ключи от смерти» (2001-2002 «Шахматист» (2004), «Все золото мира» (2004), «Риэлтор» (2005) и другие.

Игорю Скляру интересно разбираться в людях и ситуациях, ему не безразличны человеческие отношения, и это чувство всегда ведет его в профессии. К своей работе Игорь Борисович относится трепетно, для него нет более серьезного критика, чем он сам.

В начале 2006 года И.Б.Скляр ушел из Малого драматического театра, но продолжает играть в спектаклях «Братья и сестры» и «Бесы», которые ему невероятно дороги. Сегодня актер живет кино и антрепризой: С Ниной Усатовой играет в пьесе «Мужчина постойте!» (1998, «Продюсерский Центр НикАрт»), а также в спектакле «Любовь - не картошка..» (2003, Театр «ДОМ»). В антрепризе И.Скляр, один из талантливейших российских актеров, творит из своей роли искусство, и в этом весь смысл того, что он делает.

Игорь Скляр уверен, что самое главное в актерской профессии – не останавливаться и не думать, что всего достиг. «Над вымыслом слезами обольюсь»….В этом и заключается талант актера, ведь самое важное - любить искусство в себе, а не себя в искусстве. Актер иногда по-прежнему выступает на эстраде - поет, играет на гитаре.

С 1995 года Игорь Борисович занимался строительством собственного дома в Павловске под Петербургом, в котором сейчас и живет. Это замечательные места, где в живописном парке расположены бывшие царские резиденции. Любит общение с природой.

Заслуженный артист России (1995). Живет и работает в Санкт-Петербурге.